Вторник
24.12.2024
04:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя математики  Динмухаметовой Лилии Рамазановны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
   
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]

Форма входа

Интересные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Время жизни сайта

    Печать

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Духовно- нравственное воспитание на уроках математики

    ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

         Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания, курения, наркомания, криминализация детской среды, и др. Поэтому на духовно- нравственное воспитание  надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и на математике.  Необходимо выделить духовно- нравственное воспитание в особую воспитательную область, обладающую целями, структурой, и способами реализации. 

    Духовно-нравственное воспитание формирует у человека: 
    - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
    - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
    - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

    - нравственного здоровья (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
    - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
           Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души, манера поведения, речь.
    И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности.
          Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.  Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Но это все несет скрытый характер. Для ребят выполнение рутинных преобразований, как наказание, а не воспитание нравственности. Поэтому  надо показывать такие воспитательные моменты на уроке, чтобы оставили след в душе ребенка. Это можно сделать только на  нетрадиционном уроке.
     На таких уроках можно много говорить о прекрасном. Например, весной связать урок с в месяцем мартом, вспомнив слова Ф. Тютчева. Показать как просыпается природа, о первых предвестниках весны,  температуре, пословицах, и поговорках, приметах
    и многое другое. И все это связать с математическими примерами. Перед праздником Победы я стараюсь настроить детей на героический лад, с помощью военных стихов и песен. Обычные тренировочные задания связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. Разговор я посвящаю блокаде Ленинграда. С помощью обыкновенных дробей, ребята узнают дневной рацион ленинградцев одна восьмая буханка хлеба «восьмушка», которая весит 125 грамм.   Глубоко продуманный  отбор  содержания учебного  материала,  показ  богатства,  заключенного  в  научных   знаниях, являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный  материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает  их  воображение, заставляет удивляться .Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он  находится в состоянии ожидания чего-то нового.
    Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры.
    Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. Под понятие «раскрытие духовных основ  культуры» я провожу урок-вернисаж. Это виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею , где рассматриваем шедевры искусств великих художников. Узнаем новые понятия, как гравюра, натюрморт, бытовой жанр и многое другое, решая математические картины. Урок получается насыщенный, красочный, а главное развивает мировоззрение у детей. Под понятие «нравственного здоровья» можно составить различные уроки на тему «Вредные привычки» с заданиями на проценты, «Урок-спорт» с заданиями по данной теме, связанные с известными именами спортсменов, датами, событиями.

               Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: liliya (30.11.2011)
    Просмотров: 6752 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    земной шар


    Copyright MyCorp © 2024