Программа элективного курса по
математике «Модуль»
для 8-9
классов в рамках предпрофильной подготовки
Пояснительная
записка
Предлагаемый курс «Модуль» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 8-9 классов, которым интересна математика. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8-9 классах, так и на факультативных и дополнительных занятиях. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса:
-
помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах,
как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и
неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций,
содержащих модуль;
-
создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития
способностей учащихся;
-
помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности
овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
-
научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
-
научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
-
научить строить графики, содержащие модуль;
-
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне
свободного их использования;
-
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
перспективы.
Данный курс рассчитан на 17
часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение
типовых задач, самостоятельную работу. В
программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план
занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и
задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации
учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар, творческие
задания. разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать
дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки : уровень
сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия
направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение
представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Программа может быть эффективно
использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствует
развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность
подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей
специализации.
В
состав учебно – методического комплекта входят:
1.
учебное пособие для школьников, включающее задачи, задания и упражнения для
закрепления знаний и отработки практических навыков, творческие задания.
2.
методическое пособие для учителя с рекомендациями по проведению занятий,
решению задач, организации промежуточного и итогового контроля знаний учащихся.
3.
приложения, содержащие дополнительную информацию по данному курсу.
В
результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Точно и
грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные
рассуждения в ходе решения заданий;
Применять
изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;
Преобразовывать
выражения, содержащих модуль;
Решать
уравнения и неравенства, содержащих модуль;
Строить
графики элементарных функции , содержащих модуль.
Возможные
критерии оценок.
Оценка «отлично» - учащийся
демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко
выраженным интересом к умению; учащийся освоил теоретический материал курса,
получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над
индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать
самостоятельно, творчески. Как правило, для получения высокой оценки учащийся
должен показать не только знание теории
и владение набором стандартных методов, но и известную сообразительность,
математическую культуру.
Оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи
и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными
заданиями; выполнять домашнее задание прилежно; наблюдаются определенные
положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о
возрастании общих умений и навыков учащихся.
Оценка «удовлетворительно» - Учащийся
освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно
успешно выполнять простые задания.
Учебно- тематический план
№ |
Наименование тем курса |
Всего часов |
Форма
контроля |
||
лекция |
практика |
|
|||
1 |
Модуль.
Свойства и геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих
модуль |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
2 |
Решение
уравнений, содержащих модуль |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3 |
Решение
уравнений, содержащих модуль |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
4 |
Решение неравенств, содержащих
модуль |
1 |
0,5 |
0,5 |
С.р |
5 |
Решение неравенств, содержащих
модуль |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6 |
Решение
уравнений и неравенств, содержащих модуль |
1 |
|
1 |
С.р |
7 |
Графики
функций, содержащих модуль |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
8 |
Графики
функций, содержащих модуль |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
9 |
Построение
графиков вида /у/=F(х)
и /у/=/F(х)/ |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
10 |
Решение
уравнений и неравенств графическим способом |
1 |
|
1 |
|
11 |
Графики
квадратичной функции, содержащих модули |
1 |
|
1 |
С.р |
12 |
Графики
квадратичной функции, содержащих модули |
1 |
|
1 |
|
13 |
Неравенства
с двумя переменными, содержащие модуль, на координатной плоскости |
1 |
|
1 |
|
14 |
Неравенства
с двумя переменными, содержащие модуль, на координатной плоскости |
1 |
|
1 |
|
15 |
Проверочная
работа |
1 |
|
|
Пр.р |
16 |
Модуль
в заданиях единого государственного экзамена |
1 |
|
|
|
17 |
Модуль
в заданиях единого государственного экзамена |
1 |
|
1 |
|