Пояснительная записка
Разработка
программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты»
на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей
еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в
повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой
теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи
на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение
соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы в
государственную итоговую аттестацию за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в
конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают
затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков
обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение
производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку:
прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую,
демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Предполагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрируют
учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых
проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии
производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и
социально- экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать
не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и
формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию
деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
·
сформировать
понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга
задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
· способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
·
сформировать
умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в
практической деятельности;
·
решать
основные задачи на проценты, применять
формулу сложных процентов;
·
привить
учащимся основы экономической грамотности;
·
помочь
ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс предполагает компактное и
четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу.
Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач,
которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует
небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются
задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с
применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предполагаемые задачи
различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных
формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской
ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени,
включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые
с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные
формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный
дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для
учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируются от
простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает
связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики
в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями
по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к
предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых
и интересных задач.
Курс является открытым, в него можно
добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие- либо сюжеты
другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для
учащихся, соответствовали их возможностям.
Программа мобильна, т.е дает возможность уменьшить количество задач по
данной теме при установлении степени достижения результатов. Блочное построение
курса дает возможность учащимся, пропустившим часть курса, спокойно подключится
к работе над другим разделом.
В результате изучения курса учащиеся
должны:
·
понимать
содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли
величины;
·
уметь
соотносить процент с соответствующей дробью : 50%-1/2; 20%- 1/5; 25%- ¼;
·
знать
широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на
проценты, применять формулу сложных процентов;
·
производить
прикидку и оценку результатов вычислений;
·
при
вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор,
использовать приемы, рационализирующие вычисления.
В силу большой
практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством
обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся ,которые пока не проявляют заметной
склонности к математике ,эти занятии
могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать
больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких- либо
специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрений вопросов курса несомненно
появится прогресс в подготовке учащихся.
Возможные критерии оценок.
Оценка
«отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся
ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал
курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе
над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение
работать самостоятельно.
Оценка
«хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что
может справиться со стандартными заданиями; выполнять домашние задание
прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие
об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка
«удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что
позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Учебно- тематический план
№ |
Наименование тем курса |
Всего часов |
Лекция |
Практика |
1. |
Проценты. Проценты в прошлом
и настоящем. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Проценты. Основные задачи на
проценты. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3. |
Проценты. Основные задачи на
проценты. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4. |
Процентные вычисления в
жизненных ситуациях |
1 |
0,5 |
0,5 |
5. |
Процентные вычисления в
жизненных ситуациях |
1 |
0,5 |
0,5 |
6. |
Банковские операции |
1 |
0,5 |
0,5 |
7. |
Банковские операции |
1 |
|
1 |
8 |
Задачи на сплавы, смеси,
растворы |
1 |
0,5 |
0,5 |
9. |
Задачи на сплавы, смеси,
растворы |
1 |
|
1 |
10. |
Задачи на смеси и сплавы |
1 |
|
1 |
11. |
Квадрат Пирсона |
1 |
0,5 |
0,5 |
12. |
Решение задач по всему курсу |
1 |
|
1 |
13. |
Проверочная работа |
1 |
|
1 |
14. |
Решение олимпиадных задач на
проценты |
1 |
|
1 |
15. |
Задачи государственной
итоговой аттестации 9 класса |
1 |
|
1 |
16. |
Задачи ЕГЭ |
1 |
|
1 |
17. |
Деловая игра «Проценты в
современной жизни» |
1 |
|
1 |