Вторник
24.12.2024
19:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя математики  Динмухаметовой Лилии Рамазановны
Главная Регистрация Вход
»
   
Меню сайта

Форма входа

Интересные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Время жизни сайта

    Печать

    Главная » 2011 » Ноябрь » 3 » Педагогический совет
    22:20
    Педагогический совет
    3 ноября в МОУ Акбашевской СОШ прошел педсовет, в котором учитель математики Динмухаметова Л. Р. выступила на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках математики".

    ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

         Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания, курения, наркомания, криминализация детской среды, и др. Поэтому на духовно- нравственное воспитание  надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе или на уроках обществознания, но и  на каждом учебном предмете, в том числе и на математике.  Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации. 

    Под "духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: 
    • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
    • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
    • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
    • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
           Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души, манера поведения, речь.
    И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Поэтому очень важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли, добровольное принятие на себя важной общественной функции – воспитания, духовно развитого ответственного гражданина демократического общества. 
          Считается, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». 
    Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения. 
    Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.  Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. 
    Вообще, владение математикой - это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать. Для учителя подобный нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Проведение подобных уроков сопровождается показом компьютерных презентаций. 
    Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры. Важно показать детям, что компьютер можно использовать не только для игры в «стрелялки» или общения в «Аське», но и для учёбы, для своего совершенствования. А работать есть над чем. На уроках математики, мы с учащимися касаемся вопросов нравственности. Взять хотя бы примеры из истории математики: показывая детям, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имеют хороший нравственный облик, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы. 
    Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. Она также обладала незаурядным литературным талантом. Философом и поэтом, классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма. Другой пример – математик и логик Чарльз Латуидж Доджсон. Под псевдонимом Льюис Кэрролл он хорошо известен как автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес». А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ломоносова! 
         Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых привлекаем внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. 
         Прекрасным материалом  для развития чувства патриотизма являются сведения из истории  развития математики и математического образования в России. В качестве примера  приведу учебный фрагмент о задаче, пришедшей к нам с картины Николая Петровича  Богданова-Бельского  «Устный счет». Художник изобразил на этой картине  учеников и учителя сельской  школы 19 века (причем ученики – мальчики, ведь в то время девочек в школу не принимали). Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму квадратов чисел от 10 до 14 нужно разделить на 365. Попробуйте сосчитать устно.  
    - Не получается? Не у вас одних. Многие считают, что это абсурдная картина, не могли в сельской школе такое решать, и решить эту задачу можно только с помощью калькулятора.  А мне кажется, что на первое место ставилась задача показать тот мыслительный процесс, который происходит при поиске решения задачи. Именно на уроке математики можно  проявить в полной мере нестандартность мышления.
         И далее  рассказать детям об учителе. На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И … в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского. Сергей Александрович Рачинский до конца жизни вкладывает все свои силы и деньги в народное образование.

    http://festival.1september.ru/articles/571201/3.gif

    А считать просто: 
    Всё гениальное просто как дважды два. 
    Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики. 
    Скажите, кто назвал эту науку математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э.  -  490 до н. э.? И почему у него это странное имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой . На уроке геометрии  рассказать детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью. Приведу некоторые из них.

    • Статую красит вид, а человека – деяние его.
    • Истинное отечество там, где есть благие нравы.
    • Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
    • Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе.
    • Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.

          Изначально, я думала, что я не веду духовно- нравственного воспитания. Но прочитав воспитательные задачи, я поняла, что это не так. 

    Воспитательные задачи:

    Я и Я

    1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
    2) Формирование гражданского отношения к себе.
    3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
    4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств (все что говорилось до этого касается этому пункту).

    Я – защитник Отечества

     Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

       Каждый урок начинается с приветствия учителя. Дети обычно с нежеланием стоят. После моих слов «Встаньте, как будущие защитники Родины», дети выпрямляются, руки по швам.

    Я и Отечество

    1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России.
    2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
    3) Воспитание верности духовным традициям России.
    4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

    К этой воспитательной задаче провожу такие уроки.

             1. «День Победы» . Задачи подобраны с военной тематикой.

     Задача: Для переправы 80 танков через реку шириной 720 м, имеется одно переправочное средство. Продолжительность одного рейса переправочного средства – 15 мин, обратно переправочное средство возвращается пустым за 5 минут, одновременно переправляются два танка. Время погрузки и выгрузки танков с переправочного средства учтено.

             2. Урок с дробями на «День Победы». О ленинградской блокаде. Что в эти военные дни люди в сутки ели восьмушку хлеба.

    Я и здоровье

    1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
    2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
    3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

     1. Урок -вредные привычки.

      2. Урок – спорт.

    Я и культура

    1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
    2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
    3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

    1. Урок – вернисаж. Экскурсия в Третьяковскую галерею (презентация), где рассматриваем шедевры искусства и переходим к математическим картинам.

    Я и семья

    1) Формирование представлений о семейных ценностях.
    2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
    3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери

    Я и школа

    1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
    2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

    Я и планета

    1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
    2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
    3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

    1. Урок «Великолепная семерка», в котором взяты иллюстрации природы, созвездии и тд.

    2. Урок «Седьмое чудо света» , в котором задачи связаны с Александрийским маяком , с пирамидой Хеопса и т. Д.

    3. Урок с весенним месяцем мартом. Урок начинается со стихотворения Тютчева.

     


    Просмотров: 1473 | Добавил: liliya | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь
    «  Ноябрь 2011  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930

    земной шар


    Copyright MyCorp © 2024